Открыть меню

Хорхе Луис Борхес. Рецензия на новеллу “Юг”

borhes

Хорхе Луис Борхес

Латиноамериканская литература – весьма своеобразное явление в культуре XX века, но в том-то и особенность этого века, что самое неповторимое своеобразие он легко обращает в штампы.

Текст произведения Хорхе Луиса Борхеса можно прочесть здесь новелла “Юг”
Иллюстрации художников-графиков мира

Опасность превратить любое суждение в набор клише особенно велика при разговоре о новелле Борхеса «Юг»: настолько презентативна она и для жанра новеллы, и для латиноамериканской литературы. С одной стороны, Борхес возвращает новелле краткость и неожиданность развязки – черты, которые она несколько подрастеряла в XX веке, с другой – даже эти устоявшиеся черты начинают жить двойной жизнью, вести с читателем странную игру.

Три страницы насыщенного текста дают нам живое представление о Дальманне – персонаже прозаическом, с его рутинным бытом и почти видимыми потугами сохранить в глубинах личности склонность к романтическому выбору. Остатки усадьбы с рядом бальзамических эвкалиптов и розовым, некогда алым, домом – вот центр притяжения, что-то вроде будущей награды, земли обетованной, почти мифический «Юг», что примиряет Дальманна с реальностью.

haddington-cove-lakewood-ranch

Дом на Юге

Дела и лень ограничивают его жизнь, он позволяет себе лишь незначительные вылазки из повседневности – вроде сборника фантастически прекрасных сказок. Однако повседневность непроницаема для Юга. С бытовой точки зрения случайная царапина Дальманна выглядит незначительной, но оказывается носительницей его судьбы, ибо запутанными путями ведет к вожделенному Югу – и к катастрофе.

Невозможно предвидеть последствия своих поступков, их незначительность складывается в предначертанность. Готовый умереть от невыносимых физических страданий, Дальманн ускользает от смерти не потому, что борется с нею, а благодаря заботам врачей. Однако его готовность не остается незамеченной: «судьба не прощает оплошностей». Остановленный необходимостью глупейшей драки за несколько шагов до алого дома, он как никогда близок к гибели – а ведь злые силы уже казались поверженными, и он открыто шел навстречу будто бы жизни, оказалось – смерти.

alexis_marcou

Алексис Марку, Греция

Борхес находит финал настолько неожиданный, что мы до конца так и не можем быть уверенными в нем. Достиг ли Дальманн Юга, о котором мечтал всю жизнь, настиг ли Дальманна Юг, обернувшись к нему не романтической, а рутинной стороной – возможно, между этими альтернативами нет «или», возможно, они едины, как едино в новелле все: романтическое приключение и пьяная драка, волшебная сказка и физическая немощь, больничная палата и розовый дом.
Романтическая линия жизни, выбранная Дальманном, в этом мире вполне закономерно оборачивается романтической гибелью.

guram dzh yug

Гурам Доленджашвили, Грузия/Россия

Однако невозможность предвидеть последствия – аксиома, уже понятая читателем. И потому он намеренно не следует за логикой ссоры в альмасене, оставаясь в неведении: умрет Дальманн или будет жив – неважно, ибо очарование Юга разрушено навсегда

oliwiya de rossi

Оливия де Росси, Израиль

Обсуждение: 4 коммент.
  1. Евгений пишет:

    Не читал. Спасибо за наводку, восполню свой пробел

    Ответить
  2. Дмитрий пишет:

    А мне графика понравилась. Хорошо подобраны изображения

    Ответить
  3. Валерия пишет:

    Ох, заинтриговала как!.. Обязательно прочту на выходных, чтоб не торопясь…

    Ответить
    1. гид пишет:

      И поделиться впечатлениями стоит!

      Ответить

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

© 2017 Музей дома · Копирование материалов сайта без разрешения запрещено
Дизайн и поддержка: GoodwinPress.ru