Открыть меню

Пейзажная живопись Фландрии (Фламандии) конца XVI – начала XVII века

savery-roelandt-jacobsz-flowers-in-a-vase-artfond

Рулант Саверей. Натюрморт

Ранняя пейзажная живопись Фландрии получила широкое распространение на рубеже XVI – XVII столетий. В определенной степени фантастические, по своему общему замыслу, пейзажи этого периода одновременно свидетельствуют о повышении интереса к природе и поисках способов более разнообразного отображения ее состояний.

В работах этого периода сохраняется традиционный принцип объединения разных мотивов в единой композиции и склонность к тщательной проработке деталей изображения. Художники пользуются также старыми принципами членения пространства при помощи кулисного построения и трипланового цветового решения. Однако, все более подчиняя эти средства декоративной цели, живописцы их переосмысливают. Само восприятие природы становится более целостным и одновременно субъективно более эмоциональным.

Керстиан де Кёйнинк

В «Пейзаже с падением Фаэтона» Керстиана де Кёйнинка с его фантастическим нагромождением скал природа воспринимается как дикая и вражеская стихия, в которой бурлят разрушительные силы.

kerstian keningfaeton

Керстиан де Кёйнинк. Пейзаж с падением Фаэтона

Резкие перемены света, пронимая атмосферу, высушивают моря реки, поджигают деревья и строения. Художник фиксирует внимание не на персонажах греческого мифа, не на гибели самоуверенного сына бога солнца Фаэтона, который попытался править солнечной колесницей и слишком приблизил ее к земле, а в первую очередь на передаче космических масштабов катастрофы. Картина “Пейзаж с Товием и ангелом” написана в том же ключе, но она более спокойна.

kerstian kening tovii angel

Керстиан де Кёйнинг. Пейзаж с Товием и ангелом

Рулант Саверей

Умиротворенной, проникнутой светлым, радостным настроением предстает природа в маленькой картине «Рай» Руланта Саверея. Мирно отдыхают в прохладе около ручейка многочисленные экзотические и привычные европейскому глазу животные и птицы. Трогательно, слегка наивно восхищается разнообразием и красотой природы Саверей, который будто бы берет что-то от того сказочно-фольклорного восприятия действительности, которое так ярко выражается в ранних фламандских рисунках.

rulant sawerey ray

Рулант Саверей. Рай

Гейсбрехт Лейтенс

Более обжитой человеком и одновременно романтически возвышенной предстает перед зрителем природа в «Зимнем пейзаже» Гейсбрехта Лейтенса (одном из нескольких его одноименных полотен). Эта картина принадлежит к тем произведениям, по которым была определена индивидуальность так называемого «мастера зимних пейзажей», отождествленного современной критикой с Лейтенсом. Гибкий, изысканный рисунок легко очерчивает малейшие детали тонкого кружева веток, покрытых инеем деревьев, готичных строений замка и сельских хижин, парящих в легкой воздушной дымке. Пестрые маленькие пташки и красочная одежда небольших фигур оживляют общий светлый колорит картины, поражающий чистотой, тонкостью и щедростью цветовых нюансов.

geysbreht leytens

Гейсбрехт Лейтенс. Зимний пейзаж

В этом полотне Лейтенс близок к тем фламандским художникам во главе с Яном Брейгелем, которые, опираясь на традиции более ранней нидерландской живописи, создали новый вариант миниатюрного письма. Камерные по своему характеру, тщательно исполненные, грациозные и утонченные письмом и цветовой гаммой, поэтические по своему настроению картины этих художников пользовались большим спросом на протяжении всего XVII столетия.

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

© 2018 Музей дома · Копирование материалов сайта без разрешения запрещено
Дизайн и поддержка: GoodwinPress.ru