Открыть меню

Анализ поэмы Маяковского “Облако в штанах” Часть третья. Трансформация мира и сознания. Революция или клоунада?

mayakovskii

(Продолжение анализа поэмы. Начало здесь)

       В поэме “Облако в штанах” создан особый художественный мир, со своим временем и пространством. Герой, размышляя о вечных истинах и поиске гармонии, не устремляется высоко в небо – там он видит только пустоту и обман. Не остается он в земной жизни – здесь ему тесно, потому в сознании своем лирический герой отправляется далеко от земли в поисках идеала, но не находит его, потому вынужден быть вечным скитальцем, а сознание его граничит с сумасшествием.

       Образ непонятого романтического героя-одиночки, противопоставившего себя толпе, продолжает появляться в художественном мире поэмы. Герой преобразовывает этот мир не для себя – для людей, но эти же люди, погрязшие в житейской пошлости, не одобряют его порывов, хотя гордому бунтарю чужое мнение и неинтересно:

Меня не остановите.

Вру я,

В праве ли,

Но я не могу быть спокойней…

       Такой герой не желает обычной жизни, его душа не ищет покоя, потому его место там, где революция, бунт. А если таких событий в данный момент нет, герой выглядит шутом, клоуном, но он сознательно идет на подобный шаг, ведь в истории России издавна шутовской наряд позволял говорить правду, не опасаясь наказания, вспомним того же Василия Блаженного и некоторых юродивых при княжеском и  царском дворе.

mayakovskii

Вот и герой Маяковского надевает на себя маску шута, клоуна, чтобы иметь возможность выразить свои мысли о жизни, о мире. Порой кажется, что он действительно сходит с ума. Наиболее показателен в этом образ скачущих нервов. Мало того, что лирический герой видит, как они скачут, он замечает даже то, что у них «подкашиваются ноги!». И вот он уже «площадной сутенер и карточный шулер», идущий по земле, «чтоб нравился и жегся».

И люди не проходят мимо такого городского сумасшедшего, они слушают его, они подхватывают его идеи, хотят изменить мир и измениться сами. Герой надеется на это, ведь долг поэта – призывать к изменению «неправильного» мира, к поиску гармонии жизни:

 И новым рожденным дай обрасти

Пытливой сединой волхвов,

И придут они –

И будут детей крестить

Именами моих стихов

        Так, через шутовскую карнавальную маску просвечивает истинное лицо поэта, очень желавшего быть услышанным и понятым, нести людям свет и радость. Но как до них достучаться? Какие слова подобрать, чтобы задеть что-то очень личное в душе человека? И герой снова обращается к своей возлюбленной, ведь любовь – это главное чувство на свете, именно любовь ведет человека по жизни и делает его мудрее.

К четвертой главе, к тому самому моменту беседы с Творцом, лирический герой уже не прежний молодой человек, изматывающий себя ожиданием женской ласки. Это поэт, пророк и провидец, болеющий душой за всех людей и ищущий в женщине не порок или удовольствие, а поддержку и совет:

А на седых ресницах –

Да! –

На ресницах морозных сосулек

Слезы из глаз –

Да! –

Из опущенных глаз водосточных труб

        Реминисценция из более раннего стихотворения «Нате!» возвращает нас к той же вечной проблеме поиска человеческого, настоящего в людях, погрязших в пошлом быту. А так хочется музыки, ноктюрн сыграть бы на флейте водосточных труб! Потому:

Мария!

Как в зажиревшее ухо втиснуть им тихое

Слово?…

                                                                                                              В тексте использованы фото В. Маяковского разных лет
                                                                                                            Дальше – о смысле финала поэмы и судьбе лирического героя
 

Обсуждение: 4 коммент.
  1. Иван пишет:

    Вот насчет кокаина, Танечка, наверное, ты права! На трезвую голову шутом прикидываться вряд ли кто захочет

    Ответить
  2. Елена пишет:

    Идея о том, что клоунада как часть карнавального взгляда на мир позволяет увидеть его заново, посвежевшим, свободным от тусклой официальщины, будет по-настоящему высказана и понята уже в середине века. Но ее автор Михаил Бахтин – современник Маяковского, и сама идея, возможно, рождалась не без влияния бурного начала века, когда все переворачивалось и требовало нового взгляда. Что для Маяковского клоунада неотделима от революции, что он не боится их смешивать – очевидно.

    Ответить
  3. Lucy пишет:

    По-моему мнению, именно в этой многогранности лирического героя, примеряющего разные маски, и состоит главная художественная ценность поэмы (плюс еще, конечно, просто бешеная эмоциональная составляющая). Жаль, что впоследствии Маяковский (сознательно?) от нее отказался, даже поэма «Про это» на фоне «Облака в штанах» выглядит достаточно прямолинейно, не говоря уже о политических стихах.

    Вообщем, для меня Маяковский типичный пример поэта, наступившего на горло собственной пеcне, поэтому больше всего люблю его раннее творчество.

    Ответить
  4. tanichka пишет:

    Я думаю, подобные скачки настроения – это результат кокаина.

    Ответить

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

© 2017 Музей дома · Копирование материалов сайта без разрешения запрещено
Дизайн и поддержка: GoodwinPress.ru