Открыть меню

Анализ поэмы В. Маяковского “Облако в штанах” Часть вторая. Поэт и лирический герой в свете искусства и библейских традиций

mayakovskii_16

(Продолжение анализа поэмы.  Начало здесь)

Лирический герой поэмы “Облако в штанах”, Поэт, разочаровавшись в любви и вступая в спор с Создателем, негодует против устройства не только мира реального, человеческого. Он возмущается и духовными представлениями окружающих. У него есть свое мнение об искусстве, которое также не вписывается в его философию.  Подобный взгляд героя связан с личностью самого Маяковского.

Концепция искусства в представлении Маяковского. Футуризм

К 1915 году поэт поддерживает футуристическое течение. Идеи футуризма, как и мысли Ницше, были заимствованы из европейской философии, но отлично прижились на российской земле в начале ХХ века.

Футуристы, увлеченные ницшеанством, считали, что все в мире несовершенно, все нужно менять, то есть исповедовали нигилизм, отрицая нравственные устои общества, политическое устройство страны и, как следствие, культуру этого общества и страны.

Знаменитый «Манифест футуризма», в создании которого Владимир Маяковский принимал самое непосредственное участие,  предлагал отказаться от классических размеров стиха, ритма, рифмы, уйти в мир ощущений, эмоций, забыть о литературных течениях прошлого и «сбросить Пушкина с корабля современности».  Идея борьбы с несовершенным миром предполагала и борьбу с устаревшим искусством. А сборник футуристических творений “Пощечина общественному вкусу”, в обложке из мешковины, подкреплял Манифест практикой.

poschech_big

Коллективный сборник футуристов

Именно в поэме «Облако в штанах» Маяковский обосновывает свою концепцию искусства и воплощает ее в жизнь на живом примере:

  Отвергнутая классика должна быть заменена настоящим, идущим от народной культуры, народных истоков, языком. Потому футуристами приветствовались словотворчество («изъиздеваюсь», «глаза наслезненные»), создание новых словоформ («любеночек», «перчатки замш»), невозможные лексические сочетания («прекрасно болен» «грудь испешеходили»), намеренно ошибочные речевые обороты сниженного («изрыгает обгорающим ртом») или, наоборот, высокого стиля («в терновом венце революций»).

Сюжет произведения тоже должен идти из древнего прошлого, языческих мифов и легенд. Бессюжетность, передача только ощущений, эмоций через цвет, звук также были основными чертами футуризма в литературе, живописи, музыке.

Отвергалась традиционная стихотворная рифма, традиционные жанры. Акцентный стих раёшника зазвучал в строчках Маяковского по-новому.

Все эти особенности футуристического искусства мы и находим в поэме «Облако в штанах».

mayk9

Оппозиция я/мы и лирический герой в философии искусства Маяковского

Убеждая своих читателей в необходимости кардинальных изменений, Маяковский понимает, что его мироощущение не всегда совпадает с теоретическими тезисами футуризма. Так, в поэме вдруг появляется неожиданная оппозиция «я – мы»:

И чувствую –

«я»

Для меня малО.

Кто-то из меня вырывается упрямо

Так получалось, что новое время заставляло менять свои взгляды, ломать мир вокруг себя, но это далеко не просто, ведь этот же самый мир и взрастил, воспитал бунтаря. Подобное противопоставление (Я – МЫ) довольно странно в обычном понимании, но у поэта все логично. «Мы» – это новая кровь в искусстве, свежие силы, преобразователи жизни, футуристы:

Нам, здоровенным,

С шагом саженьим,

Надо не слушать, а рвать их – …

Поэт мечтал об изменении мира, с товарищами он этого достигнет, пройдя через все испытания и увлекая за собой людей:

А за поэтами –

Уличные тыщи…

И этим «тыщам» нужно указать правильную дорогу, увлечь своей идеей богоборчества, смелостью, оптимизмом. Маяковский подчеркивает и тот факт, что «мы» – содружество людей рабочих (поэзия воспринималась им как ремесло):

Мы сами творцы в горящем гимне –

Шуме фабрики и лаборатории.

Мы… каторжане города-лепрозория,

…мы чище веницианского лазорья,

Морями и солнцами омытого сразу!

………

Я знаю –

Солнце померкло б, увидев

Наших душ золотые россыпи!

Жилы и мускулы – молитв верней

Но сам по себе поэт – человек ранимый, чуткий, взявший на себя человеческую боль, спрятавший за откровенно наглой личиной свою душу, которую готов отдать в жертву ради друзей, как пожертвовал когда-то собою сын божий:

Я,

Обсмеянный у сегодняшнего племени,

Как длинный

Скабрезный анекдот,

Вижу идущего через горы времени,

Которого не видит никто.

…А я у вас – его предтеча;

Я – где боль, везде;…

Образ поэта, бунтующего, страстного, утверждающего свободу творчества, Маяковский объединяет с лирическим героем и даже самим собой. То, что в классической литературе и литературоведении предпочитают четко разделять, поэт умышленно делает единым целым. Впервые он прибегнул к подобному, когда написал и поставил на сцене трагедию «Владимир Маяковский», тем самым подчеркнув мысль о том, что поэт должен быть не только создателем сюжета, но и непосредственным его участником, чтобы самому решать проблемы мира.

mayk8

В русской традиции такой взгляд на литературу необычен. В Древней Руси авторы даже не подписывали свои сочинения, а уж сделать себя главным героем книги осмелился лишь протопоп Аввакум.

Лирический герой и библейские традиции в поэме

Образ поэта у Маяковского затрагивает еще один важный момент стилистики произведения – помогает создавать христианский образ героя. Несколькими штрихами-полунамеками рисует автор этот образ:

То прозвучит овеществленная метафора боли:

Мама!

Петь не могу.

У церковки сердца занимается клирос!

То возникает ассоциация с пушкинским Пророком:

Пришел поэт,

Легко разжал уста,

И сразу запел вдохновенный простак –

Пожалуйста!

Автор порой словно жалеет о своем бунте против Бога:

Уже ничего простить нельзя.

Я выжег души, где нежность растили.

Это труднее, чем взять

Тысячу Бастилий!

Но он же готов и пострадать за свои убеждения, словно горьковский Данко, спасая людей из тьмы невежества:

Вам я

Душу вытащу,

Растопчу,

Чтоб большая! –

И окровавленную дам, как знамя

И параллель с Иисусом в образе автора тоже хорошо прослеживается, хотя автор и отмежевывается от него, сначала упирая на свои 22 года, а позже называя себя Тринадцатым апостолом. Многочисленные детали из жизни подчеркивают правдоподобность, реальность образа автора: «жилистая громадина», «глыба», «в желтую кофту душа укутана». Да он и сам не скрывает своего происхождения:

А я человек, Мария,

Простой,

Выхарканный чахоточной ночью в грязную руку Пресни

В поэме встречаются и другие образы из Библии. Так, героиня названа «чинной чиновницей ангельской лиги». Да и имя Мария она получила неслучайно. В Библии это имя дано трем героиням, в том числе и великой грешнице, и матери Божьей. Интересно, что Маяковский написал поэму, глубоко страдая от неразделенной любви к Марии Денисовой, а посвятил ее другой своей любимой женщине – Лиле Брик, отношения с которой тоже не были беззаботно счастливыми. И нет ли тут параллелей с библейскими традициями?…

lilya brik mayakowskii

Лиля Брик

Терновый венец, который надевали Иисусу, в поэме принадлежит даже не человеку – 16-ому году! Герой ждет революции, как глубоко верующий человек – явления Господа людям, потому, пожалуй, включение библейских образов в богоборческую поэму подчеркивает неприятие автором мира несовершенного и поиск гармонии в жизни.

В тексте использованы фото В. Маяковского разных лет
Дальше – о трансформации мира и сознания в восприятии лирического героя
Обсуждение: 10 коммент.
  1. Андрей пишет:

    Было бы примитивно считать, что, как выразился предыдущий оратор, Маяковский “укоротил себе жизнь из-за бабы”.
    Уверен, что были другие причины. Маяковский слишком сильный человек, чтобы так зацикливаться на, как он сам выражался, “этом”. Впрочем, если этот сильный человек рыдал под дверьми запертой спальни супругов Бриков, то все может быть…
    И еще.
    Не будь в его жизни любви, не ощути он “миллионы огромных чистых любовей
    и миллион миллионов маленьких грязных любят”, не было бы и стихов, раздирающих души читателей.

    Ответить
  2. Елена пишет:

    Иной раз кажется странным, что тотальный ниспровергатель авторитетов, Маяковский использовал библейскую образность. На самом деле как раз это вполне закономерно. Он будто почувствовал, что нельзя отвергнуть абсолютно все — не на что будет опереться.

    Поэт разрушает то, что ему непосредственно предшествует: точную рифму, классический стих, устоявшуюся лексику, мещанскую этику. Но если зашатались вчерашние ценности, остается опереться на позавчерашние. Тут и приходят на помощь знакомые с детства апостолы и терновый венец.

    Разрушительный пафос уравновешивается библейской образностью и четкостью композиции. Без этого энергичный, полный смысла стих превратился бы в груду бесполезного словесного мусора.

    Ответить
  3. ladosha пишет:

    Как ему всё-таки идёт цилиндр, обалдеть можно.

    Ответить
    1. гид пишет:

      Это да, так не крепостного крестьянина сын, воспитание и образование, а отсюда – манера держаться, сказываются…

      Ответить
  4. tanichka пишет:

    Ох, какой красавчик мужчина! А талантище какой! Очень нравится Маяковский, жаль, что совсем нет времени читать, нужно поискать аудиокниги, хоть послушать.
    Слова, как конструктор или пазлы, так “входят” друг в друга!

    Ответить
    1. гид пишет:

      Будут, обязательно будут в нашем Музее и аудиозаписи голоса Маяковского! А мужчина он был, по воспоминаниям современниц, потрясающий.

      Ответить
  5. Галина пишет:

    Как-то не воспринимаю я Маяковского в свете библейских традиций: наверное, мешает какая-то зашоренность от той ещё, прежней, подачи его взглядов.

    Ответить
    1. гид пишет:

      Может быть, это ведь авторская точка зрения, основанная на знаниях биографии поэта и собственном анализе его текстов, она может отличаться от традиционной, которая когда-то тоже с авторской начиналась…

      Ответить
  6. opera432 пишет:

    Дурак этот Маяковский – укоротил себе жизнь из-за бабы.

    Ответить
    1. гид пишет:

      Исключительно мужской взгляд на жизнь. И где-то справедливый! Шерше ля фам… во всех трагедиях

      Ответить

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

© 2017 Музей дома · Копирование материалов сайта без разрешения запрещено
Дизайн и поддержка: GoodwinPress.ru