Открыть меню

Анализ поэмы В. Маяковского “Облако в штанах” Часть четвертая, заключительная. Смысл финала и судьба лирического героя

(Окончание. Начало смотри здесь)

Художественное пространство поэмы и финал

Художественное пространство в поэме «Облако в штанах» непрерывно меняется как по горизонтали (от земли к небу и обратно, потому что там холодная пустота), так и по вертикали (из тесной комнаты через улицы, города, дальше)  – в вечность, на поиски мировой гармонии.

Маяковский, очень любивший гиперболу, постоянно желает увеличить границы всего. Маленькое приключение в Одессе, невзаимная романтическая история вдруг дает толчок к огромному обобщению смысла любви в человеческой жизни.  Чувство мужчины перерастает в страстную любовь поэта к людям. Недостатки приземленного, натуралистического мира увеличиваются в размерах, преподносятся с такой остротой и негодованием, что современники Маяковского в потрясении пересматривали свою собственную жизнь, понимали, как мелко и бессмысленно она проходит, даже старались меняться. Образ поэта также непрерывно меняет свои одежды. Вот он в самом начале своей истории:

Мир огрОмив мощью голоса,

Иду – красивый,

Двадцатидвухлетний.

mayakovskii_15

Все впереди пока, и от широты своей души влюбленный мужчина согласен меняться, причем выбирает замечательный ассоциативный образ облака, такой нежный, воздушный, красивый – мечта женщины, но тут же снижает его («в штанах»):

 Хотите –

Буду от мяса бешеный…

Хотите –

Буду … не мужчина, а – облако в штанах!

 Любовная неудача открыла ему глаза на мир. Люди, окружавшие поэта, вдруг представились ему с иной стороны, у них нет той мощи любви, которая есть в бескорыстном сердце, но она им и не нужна. Главное – ожиреть, то есть получить все блага цивилизации.

Образ Жирного человека, отталкивающий, тошнотворный, Маяковским используется очень часто именно для того, чтобы протестовать против пошлости и бездуховности жизни. А такие пороки владеют миром,  который сотворил Господь. Значит, он сделал ошибку, раз допустил такое на земле? И снова меняется мир в глазах поэта,  начинается история противостояния человека и Бога. Только спор этот, даже откровенно презрительное отношение героя к Творцу, ни к чему не приводит.

Лирический герой живет в мире, который нарушил нравственные устои, потерял любовь и веру в гармоничные отношения. Он сам есть порождение этого мира, а значит, бунтовать придется и против себя самого… Потому так показателен финал произведения: образ уснувшей Вселенной с огромным ухом, слышащим слово Поэта. Быть может, когда-нибудь это слово отзовется во Вселенной и мир изменится.

Лирический герой поэмы и мир, его окружающий

Лирический герой Маяковского – человек  сильных страстей, высокого интеллекта и полный огромного желания изменить этот мир. Его мироощущение трагично, его взгляды бескомпромиссны, его чувства искренни и сильны. Герой живет в жестоком урбанистическом мире, где …

Улица муку молча перла.

Крик торчком стоял из глотки.

Топорщились, застрявшие поперек горла,

Пухлые taxi и костлявые пролетки.

Романтик и идеалист в душе, он натыкается на предательство в любви и несовершенство, даже упадничество мира. Чтобы не быть сломленным, раздавленным этим миром, лирический герой вынужден примерять на себя различные маски.

И читатель идет за ним, видя то городского сумасшедшего, то клоуна в вихре маскарада, то похабника, подробно расписывающего человеческие пороки, то нигилиста, называющего создателя «недоучкой»  и крохотным «божиком».

Однако всякий раз, когда мы видим перед собой отвратительную образину мерзавца, непременно мелькнет (в слове ли, в ассоциации) истинное лицо лирического героя, Поэта, Пророка, Человека с большой буквы.

mayk4

Его любовь – сильное и верное чувство. Но он не выносит предательства, потому заявляет «Долой вашу любовь!». Он владеет словом, ценит творческую мысль, увлечен музыкой, живописью. Маяковский был очень одарен в сфере искусства. Но что же видит герой?

 Сквозь свой,

До крика разодранный, глаз

Лез, обезумев, Бурлюк…

 С Давидом Бурлюком Маяковского связывали долгие годы дружбы, и лишь гораздо позже поэт понял, что друг просто использовал его талант как возможность выделиться самому.

burluk

Давид Бурлюк

А имевший бешеный успех среди публики Игорь Северянин! Маяковского раздражали красивые, но ничего не несущие в себе фразы изящных его стихотворений, как сегодня сказали бы, «гламурных», оттого и претензия:

 Как вы смеете называться поэтом

И, серенький, чирикать, как перепел!

 

severjanin

Игорь-Северянин

И подобных «чирикающих» поэтов, писателей было предостаточно, потому и «долой ваше искусство!».

Герой Маяковского – поэт? пророк? шут? человек?

Настоящие стихи, призывающие жить полной жизнью, не бояться менять ее, истреблять низость и пошлость бытия, были востребованы гораздо меньше, потому лирический герой надевает маску циника и идет на баррикады. Он сравнивает поэта с мучеником, пророком. Идея не нова. В строчках Маяковского о том, что поэт – предтеча революционных преобразований слышны пушкинские представления о поэзии:

 Восстань, пророк, и виждь, и внемли,

Исполнись волею моей,

И, обходя моря и земли,

Глаголом жги сердца людей!

 Здесь же рядом и Некрасов, с его «гражданином-поэтом». И тонко чувствующий лирический герой все это понимает и принимает, но мир, испорченный, развращенный не станет слушать, потому что в своем Отечестве пророков, как известно, не бывает. Потому и натягивает герой маску вновь. И вот он уже борется с самим Творцом, называет себя Тринадцатым апостолом, сознательно превращаясь в еретика и врага религии, а его собственная вера  уже в огне, там где «у церковки сердца занимается клирос»

mayakovs

Лирический герой идет дальше, он продолжает менять маски, пряча от всех свое настоящее лицо. И маски эти становятся все страшнее. Вот он «крикогубый Заратустра», проповедовавший свободу от мира, от людей, исключительно для самого себя, отвергающий любовь, добро и искусство. Вот еще более кощунственный вариант – «голгофник оплеванный», достающий из-за голенища сапожный нож. Встреча мученика и разбойника на Голгофе уже была, а иная интерпретация библейских образов, ассоциация с русским фольклорным разбойником, у которого нож всегда в сапоге, заставляет по-новому взглянуть на героя поэмы.

И все эти маски, вся клоунада беснующихся уродцев вдруг исчезает, смиряется перед дорогою в небо. Но и там лирический герой покоя себе не найдет, потому что он человек, живой, земной, страстный.

 

Книги, способствовавшие появлению анализа поэмы:

1. Альфонсов В.Н. В конфликте с любимым искусством

            // Альфонсов В.Н. Слова и краски. М., 2008.

2. ГончаровБ.П. Анализ художественного произведения. Ленинград, 1987.

 

В тексте использованы фото В.Маяковского и других поэтов разных лет

Обсуждение: 3 коммент.
  1. Лариса пишет:

    Спасибо вам за такой подробный разбор поэмы! Конечно, для школы это слишком умный текст, но я многое почерпнула здесь для своего сочинения и учительница сильно была удивлена. Ну и пятерочка за Маяковского имеется!

    Ответить
  2. Андрей пишет:

    Я впервые с этой поэмой столкнулся в бессознательном возрасте, лет 10-12 мне было. Читал запоем все, что обнаруживал в родительской библиотеке. Название воспринял почти как порнографию: в штанах вдруг не то, что положено там иметь, а облако. Лишь позже понял, что “облако” – это не часть тела, а человек в целом. И только спустя примерно 5 лет я сумел оценить и идею, и стилистику, и язык.

    Ответить
    1. гид пишет:

      Да, Маяковский – “трудный” поэт, в его произведениях столько словесных ребусов и завуалированных ассоциаций, что читать и понимать сразу действительно непросто. В детстве я его вообще ненавидела, поняла лишь гораздо позже, перечитывая и размышляя…

      Ответить

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

© 2017 Музей дома · Копирование материалов сайта без разрешения запрещено
Дизайн и поддержка: GoodwinPress.ru