Открыть меню

Искусство эпохи русского Просвещения и крестьянской войны

pyotr nikitin

Эпоха русского Просвещения возникла из потребности в образовании народа, новых европейских веяний и появления в России талантливых мастеров живописи, литературной мысли, науки. Европейское Просвещение возникло из понимания необходимости изменения жизни человека, его роли в государстве. Человек должен быть образованным, самостоятельным, не верить слепо церкви и монарху, поскольку абсолютизм и религиозная его поддержка не дают идти вперед. Такой взгляд на мир требовал политических и социальных реформ, что и произошло на Западе.

Русское Просвещение получилось иным. Потребность в развитии образования и науки монархи понимали, но допустить ограничение своей власти и уменьшение власти церкви – на это ни Петр Великий, ни Елизавета, ни Екатерина II, разумеется, пойти не могли, потому в дворянской среде Просвещение свою роль сыграло, а вот на народе оно практически никак не отразилось. Абсолютизм заметен даже на портретах художников того времени:

Elizaveta_Petrovna

Елизавета Петровна. Художник Иван Вишняков

Portrait_Catherine_II

Екатерина Вторая. Художник Ф.С. Рокотов

Отметим некоторые просветительские черты в искусстве XVIII – XIX, во времена Русского Просвещения и крестьянских волнений в нашей сегодняшней статье…

В 1757 году открывается Академия художеств

akademiya hudoghestw

Академия Художеств. Современный вид с Невы

Идею ее открытия предложил Иван Иванович Шувалов, фаворит Елизаветы Петровны. Он же беспокоился и о развитии научной мысли, принимая непосредственное участие в основании Московского университета, поддерживая М.В. Ломоносова и других талантливых русских ученых. При Екатерине II Шувалов впал в немилость, но идеи Просвещения не оставил, собирал свою коллекцию живописи по всей Европе, позже передав ее в Эрмитаж и Академию художеств.

Shuv_rokot

Иван Иванович Шувалов. Художник Ф. С. Рокотов

В царствование Екатерины II вспыхнуло крестьянское восстание, возглавленное Емельяном Пугачевым. Это событие значительно повлияло на русскую мысль и русское искусство. Правда, откликнулись на него позже, ведь с позиции прошедших лет взгляд на мир становится более объективным. Кровавая история крестьянской войны, запечатлена в пушкинских «Истории Пугачева» и «Капитанской дочке». Отражена она еще и в ряде картин современников Пушкина. Среди них «Суд Пугачева» В. Г. Перова и позже – «Горнозаводские рабочие привозят Пугачеву пушки» М. И. Авилова

pugachov_1879

Суд Пугачева (третий вариант, 1879 г.). Художник В.Г. Перов

avilov

Горнозаводские рабочие привозят Пугачеву пушки. Художник М. И. Авилов

Чрезвычайно интересен «Портрет Е. И. Пугачева, написанный поверх портрета Екатерины II» неизвестного автора конца XVIII века. Жесткие волосы, подстриженные «в кружок», плотно сжатые губы, черные угли горящих глаз – так выглядел «крестьянский царь». И что примечательно: портрет сделан поверх (!) портрета царицы:

pugachyow

Емельян Пугачев. Портрет неизвестного художника

О жизни русского крестьянства «мятежного столетия» мы можем многое узнать из книги «Путешествие из Петербурга в Москву» А. Н. Радищева. Написанная взволнованно и искренне книга писателя-революционера и просветителя стала бесценным документом о жизни крепостного крестьянства екатерининского времени. Автор неугодного сочинения был арестован и сослан. Сама императрица назвала его “бунтовщиком, хуже Пугачева”.

Radischev

А.Н. Радищев. Портрет неизвестного художника

Та же судьба ждала и писателя, журналиста Н. И. Новикова. Несколько лет он провел в Шлиссельбургской крепости, пока Павел I не освободил его, но с тех пор идеи Просвещения Новиков претворял в жизнь лишь среди собственных крестьян, отойдя от политики далеко и навсегда.

lewickii nowikiw

Н. Н. Новиков. Художник Д.Г. Левицкий

Следует вспомнить, что крепостное право в России существовало до середины XIX века. Но к изображению страшной жизни подневольных крестьян писатели и художники обращаются вплоть до XX века. Достаточно вспомнить рассказ А. И. Герцена «Сорока-воровка». И в театре играли все те же крепостные крестьяне. Общественный театр, источник просветительских идей, был открыт во времена Елизаветы в Ярославле Федором Волковым.

wolkow

Федор Волков. Художник  А.П. Лосенко

Пьесы для него писал А. Сумароков.

sumarokow

А. П. Сумароков. Художник А. П. Лосенко

Но в российских условиях и здесь Просвещение дальше благих намерений не продвинулось. О порядках в крепостном театре и несчастной любви актрисы и парикмахера повествует рассказ Н. Лескова «Тупейный художник».

На многочисленных портретах XVIII-XIX веков мы можем увидеть лица красавиц – крепостных актрис, среди которых балерина Т. В. Шлыкова-Гранатова, крепостная П. И. Ковалева-Жемчугова, ставшая супругой графа Н. П. Шереметева. Портреты были написаны Н. И. Аргуновым.

shlykova

Т. В. Шлыкова-Гранатова. Художник Н.И. Аргунов

ghemchugowa

П. И. Ковалева-Жемчугова. Художник Н.И. Аргунов

krestyanka

Портрет неизвестной крестьянки. Художник Н. И. Аргунов

Грусть затаилась в прекрасных чертах лица крепостной крестьянки на картине знаменитого мастера-просветителя начала XIX века.

А вот окруженный книгами и картинами «просвещенный» помещик продает крепостную девушку («Торг. Сцена из крепостного быта» художника Н. Неврева)

nevrev

Торг. Художник Н. Неврев

Вот таким и было русское Просвещение: прогрессивные идеи услышали, восприняли, а поддержать – значит отказаться от абсолютизма. На это русские монархи и помещики-крепостники пойти никак не могли. А вот образцы русского Просвещения в литературе и живописи дошли и до наших дней…

Обсуждение: 2 коммент.
  1. Олег пишет:

    Спасибо, очень интересно, люблю читать про историю Родины.

    Ответить
  2. Наталья пишет:

    Смотрю всегда на такие картины и старые фото и удивляюсь – какие интересные лица были…

    Ответить

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

© 2018 Музей дома · Копирование материалов сайта без разрешения запрещено
Дизайн и поддержка: GoodwinPress.ru