Открыть меню

Севильская живопись XVII века: портреты

King_Charles_II_of_Spain

Портрет Карла II Художник Карреньо де Миранда

 Об особенностях севильской живописи было сказано в предыдущей статье. Особенно яркими представителями этой школы можно назвать Диего Веласкеса и Хуана Карреньо де Миранда .

Долгие годы Диего Веласкес совершенствовал свое искусство портрета. Веласкес переехал в Мадрид из Севильи, став придворным художником, в 1623 году. Королевскую семью и окружение Филиппа IV живописец писал часто. Существует несколько портретов инфанты – принцессы, дочери Филиппа.

Инфанта Маргарита в трехлетнем возрасте

Инфанта Маргарита в трехлетнем возрасте

infanta5

Инфанте 5 лет

infanta8

Маргарита в 8 лет

Самым известным является полотно “Менины” (или “Фрейлины” по-испански). Инфанта Маргарита с рождения считалась невестой императора Леопольда, потому в течение всего ее детства картины писались и отправлялись будущему мужу, за которого она вышла замуж в 15 лет.

Картина изображает все королевское семейство: девочка, тогда единственная дочь – в центре, окруженная придворными. Маленькая, но важная – она уже знает, как должна вести себя королева. В зеркале на заднем плане отражаются родители девочки. Художник не забыл и себя – слева от ребенка. Кстати, интересная деталь: красный крест на камзоле означал принятие Веласкеса в члены рыцарского ордена Сантьяго, но во время создания портрета, этого еще не случилось. Легенда гласит, что орден написал позже сам король, когда художник его получил.

menini

Менины

Следующий «Портрет инфанты Маргариты», вероятно, является этюдом с натуры девятилетней дочери короля Филиппа IV для ее парадного портрета во весь рост, который хранится в Прадо.

Infanta_Margarita_Velázquez_lou

Портрет инфанты Маргариты Австрийской, 1660

Веласкес умер, не закончив работы над портретом, руки и лицо уже дописывал его ученик – Масо. Тем драгоценнее для нас этюд, собственноручное творение мастера. Самое удивительное в портрете – колорит, симфоническое звучание цветов – сочетаний золотистого, красного, розового и серого на темно-красном фоне.

Стоит процитировать испанского искусствоведа Октавио Пикона относительно портрета из Прадо, ведь не в меньшей мере эти слова относятся и к нашему портрету:

«Этот портрет мог бы раздражать зрителя. В маленькой женщине, одетой так чудовищно и настолько переобремененной украшениями, есть что-то ужасающее.

Но Веласкес влил туда полными горстями такое волшебство цвета, такое богатое разнообразие тонов: от самого интенсивного кармина до самого приглушенного розового, сделал настолько прозрачной дымку и блестящим металл, настолько эфирным все, что может летать, и настолько тяжелым все, что может давить, что смешная диспропорция между тонкой талией и широкой юбкой и все то, что по форме казалось бы неудачным из-за несовершенства модели и экстравагантности костюма, исчезает перед сиянием оттенков, влечет глаз.

Легкость, непринужденность, утонченность этого непостижимого и удивительного исполнения придают написанному очень малыми средствами полное впечатление реальности».

Другой блестящий образец испанского придворного портрета – полотно кисти друга и последователя Веласкеса, Хуана Карреньо де Миранда «Портрет Марии-Луизы Орлеанской» (племянницы Людовика XIV, вышедшей замуж за наследника испанского престола, Карлоса II). Уступая Веласкесу глубиной характеристики модели, Карреньо стремился сравниться со своим учителем в художественном мастерстве, в красоте мазка и звучании цвета. Как и «Инфанта» Веласкеса, портрет Марии-Луизы является, наверное, этюдом с натуры для парадного портрета во весь рост, который хранится в монастыре в Гваделупе. Тут также чувствуется волшебство непосредственного впечатления от модели.

mariya luisa korrenyo

Мария-Луиза Орлеанская

Кисть мастера воссоздала легкую печаль в умных, выразительных глазах французской принцессы – нелегко ей, видимо, было приспосабливаться к безжалостным требованиям испанского придворного этикета, который категорически запрещал улыбаться особам королевской крови.

Карреньо приписывается также портрет мужа Марии-Луизы – короля Карлоса II. В пользу этого говорят, с одной стороны, чудесные художественные особенности полотна, с другой – безжалостная правдивость, с которой мастер демонстрирует духовную опустошенность и признаки вырождения на лице монарха, – ведь Карреньо де Миранда и в этом отношении также был верным последователем Веласкеса.

Carlos_II

Портрет Карлоса II

Заняв в 1671 году пост первого живописца Карлоса II, Карреньо создал целую галерею портретов короля в разном возрасте. В них он красноречиво «зарегистрировал» процесс деградации королевского рода Габсбургов, тем самым рассказав также и о глубоком упадке испанской монархии.

Carlos_II_por_Juan_Carreño_de_Miranda

Юный Карлос, 1675 год

Carlos_II;_Koning_van_Spanje

Карлос – Магистр Ордена Золотого руна, 1677

King_Charles_II_of_Spain

Портрет короля Испании

Король Испании Карлос II был младшим братом инфанты Маргариты, этой светловолосой девочки с картин Веласкеса. Родственные браки испанских королей привели к тому, что из более чем 10 детей в живых остались только она и Карлос, которого часто называли “очарованным”: он был очень болезненным, тихим, слабым, умственно отсталым, с внешними уродствами, но в те времена еще не понимали, насколько губительно смешение крови родственников, а художники писали совершенно искренние и живые образы своих моделей…

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

© 2017 Музей дома · Копирование материалов сайта без разрешения запрещено
Дизайн и поддержка: GoodwinPress.ru