Открыть меню

Театр Ежи Гротовского

Jerzy_Grotowsk2i

Ежи Гротовский

Театр-лаборатория Ежи Гротовского стал одним из наиболее важных театральных явлений XX века. Гротовскому удалось создать театр, который задавал зрителю, становившемуся участником спектакля, необычайно важные вопросы, помогал более глубоко переживать действительность.

Ежи Гротовский родился в Жешуве, на юго-востоке Польши. После окончания актёрского факультета Государственной высшей актерской школы в Кракове он начал было изучать режиссуру в московском ГИТИСе, но через год перебрался на режиссёрский факультет всё той же краковской актёрской школы, где и получил диплом режиссёра драмы.

Во время обучения в Москве он был ассистентом Юрия Завадского – ученика самого Константина Станиславского. Статьи, опубликованные Гротовским в 1950 годах, свидетельствуют о том, что концепция театра, развитию которой этот человек посвятил всю свою последующую жизнь, начала формироваться довольно рано. В размышлении «О театре будущего» он утверждал, что театр не должен ограничиваться выполнением лишь артистических и эстетических функций, поскольку «речь, по существу, идет о динамичном, интенсивном переживании действительности».

1 grotowskii

Автор ссылался на античный и средневековый театр, где представление становилось ритуалом, а зрители – его полноценными участниками. Гротовский совместно с Людвиком Фляшеном, выполнявшим роль литературного руководителя, приступили к созданию нового театра в Ополе. Их главным стремлением было достижение независимости театрального произведения от литературного первоисточника: текст драмы должен был стать лишь отправной точкой, а слова пьесы – лишь одной среди многих иных составляющих спектакля.

opole 1959

Новый театр в Ополе, 1959 г.

Целью Гротовского и Фляшена стала борьба с рутиной и окостенением, которое они усматривали в традиционном театре. Первой премьерой театра «13 рядов» Гротовского и Фляшена стал спектакль «Орфей» по пьесе Жана Кокто. Уже в нём проявилось характерное для всего творчества Гротовского сплетение гротеска и трагизма. Но он стал лишь прологом, после которого появился спектакль, намного более важный для дальнейшего развития театра Гротовского – «Каин» по пьесе Джорджа Гордона Байрона.

wroclaw 1965

Необычные декорации и странная игра актеров – таков театр Гротовского

Зрительный зал и сцену не разделял занавес, а главным элементом сценографии была конструкция, напоминающая алтарь, придававшая тому, что происходило между актёрами и зрителями, оттенок ритуального действа. Место Бога занимал Альфа – воплощение сил природы; здесь же в образе Омеги появлялся Люцифер, символизировавший человеческое сознание, но в конце спектакля Альфа и Омега оказывались одной и той же особой.

JerzyGrotowski2_Acropolis-2

Фрагмент спектакля “Акрополь”

В гротескном стиле – как недалёкие самодовольные обыватели – были представлены Адам, Ева и Авель. В противоположность им Каин показан был ищущим смысл жизни современным молодым человеком. Его образ также не был лишен некоторого гротеска, но в целом отличался глубоким трагизмом. В спектакль был включен ряд сюрреалистических сцен – например, фехтование на теннисных ракетках или поединок на перекрещивающихся лучах прожекторов.

Единственным спектаклем Гротовского, поставленным вне стен его театра, стал «Фауст» по Иоганну Вольфгангу Гёте – он был показан на сцене Польского театра в Познани в сценографии Петра Потворовского. Мир был представлен здесь как стальная конструкция, в центре которой располагалась яйцеобразная глыба. На подвижной платформе восседал Фауст, забавлявшийся кибернетической черепахой.

grotowskii

Гений размышляет…

Мефистофель представал в образе второго «я» героя. Умирающему Фаусту являлся Дионис, а смерть была представлена как последнее звено в развитии мира.

Театр «13 рядов» в то время не пользовался большой популярностью у зрителей, если не сказать больше: случалось, что на спектакль приходили лишь два-три человека. И только много позже талант Ежи Гротовского был оценен по достоинству.

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

© 2017 Музей дома · Копирование материалов сайта без разрешения запрещено
Дизайн и поддержка: GoodwinPress.ru