Открыть меню

Английский художник-реалист Уильям Хогарт и его картины

Как зарождался реализм в английской живописи, можно проследить по картинам художника Уильяма Хогарта. Путь его к известности и мировой славе был тяжел. Хогарт – теоретик английского реализма, писавший сатирические, жанровые картины, бытовые зарисовки, портреты; создававший трактаты об искусстве, о понятии красоты в реалистических произведениях.

Становление художника Хогарта

Родившись в семье учителя 10 ноября 1697 года, Хогарт, тем не менее, школу  не любил, посвящая все свое время рисованию. Отец отправил его в обучение к граверу; позже полученные знания и навыки очень пригодились будущему художнику – после смерти отца он своим ремеслом кормил семью.

hogart2

Уильям Хогарт. Автопортрет, 1745

Скоро Уильям Хогарт понимает, что для настоящего творчества ему не хватает знаний. Он много и тщательно изучает основы мастерства художника, занимается в Академии искусств, приобретает опыт книжного иллюстрирования. В дальнейшем создает гравюры с сатирическим подтекстом, очень актуальным для его времени:

Hogarth__The_South_Sea_Scheme

Замысел Компании Южных морей

Hogarthrehearsal

Беспристрастный взгляд на британскую сцену

Карьера продажной женщины (цикл картин и гравюр)

Как самостоятельный художник Хогарт начинает работать с 1720 года. Четко определилось своеобразие устремлений молодого художника. Так появился первый сатирический цикл из 6 листов, названный «Карьера продажной женщины». Позже картины пропадут, а вот гравюры с них сохранились до нашего времени:

hogart4

В ловушке сводницы: юная Молл Хэкэбаут становится содержанкой

hogart5

Ссора с евреем-покровителем: детали говорят о достатке героини, а сюжет вызывает улыбку – ссорой она отвлекает внимание от второго любовника

hogart3

Арест: детали показывают, что прежняя содержанка скатилась до проститутки, возможно связана с магией (шляпа на стене), живет бедно, по сравнению с предыдущим изображением, и арестована за свою деятельность

hogart7

Сцена в Брайдвелле: героиня в тюрьме, черные точки на лицах – признак сифилиса

hogart6

Умирает, пока доктора спорят

hogart8

Похороны: по дате на крышке гроба можно посчитать, что героине было 23 года, ее окружение – такие же, как она – не очень переживают, а ее ребенок (на первом плане) совсем окажется брошенным

Вместе с писателями-просветителями XVIII века Хогарт своим глубоко демократическим искусством вступил в борьбу за искоренение пороков современного общества, считая, что мораль и нравоучение – лучшее средство исправления нравов. А чтобы сделать свои замыслы доступными самым широким слоям людей, художник переводил воплощенные первоначально в живописных полотнах остросатирические серии в гравюры, массовость которых обеспечивала им широкое распространение. Кстати, мастерство гравёра и тематика его произведений позволяла художнику неплохо зарабатывать.

Цикл картин “Модный брак” – сатира на английское общество

В 1742 – 1745 году возникает самый значительный по глубине замысла и совершенству художественного воплощения цикл «Модный брак», где в шести сценах ярко рассказана история брака по расчету, откровенной торговой сделки между обедневшим аристократическим родом и разбогатевшими буржуа.

hogart9

Сцена 1. Брачный контракт: жених – обедневший аристократ, невеста – дочь богатого торговца, они уже не смотрят друг на друга

hogart10

Сцена 2. Вскоре после свадьбы: масса деталей говорит о разгульном образе жизни мужа и вовсе не скучающей без него жене, а управляющий в ужасе от неоплаченных счетов (только один оплачен)

hogart12

Сцена 3. Визит к шарлатану: черные точки означают сифилис, герой пришел в надежде от него избавиться, но лекарь – шарлатан, увы…

hogart13

Сцена 4. Будуар графини: сама героиня, ее любовник, которому она улыбалась в первой сцене, масса гостей, детали жизни, от герба графа (значит, отец умер и герой получил титул) до соски на ленточке (на стуле) – знак рождения ребенка

hogart14

Сцена 5. Дуэль и смерть графа: все-таки граф обнаружил любовников, дуэль была, и он проиграл, картины (Суд Соломона и Портрет куртизанки) намекают на сюжет

hogart11

Сцена 6. Смерть графини: в брошенной газете сообщение о казни любовника, графиня отравилась ядом, ей принесли ребенка попрощаться, это девочка, значит титула графа наследовать некому (мужчин в роду не осталось), а про черную точку мы уже знаем, и это тоже ранняя смерть… картины фламандцев изображают жизнь простых людей – семье так и не удалось пробиться в знать, собака дополняет сюжет

Цикл картин Уильяма Хогарта “Мот”

Были и другие циклы картин, например “Мот”, рассказывающий о  том, как юноша, начав светскую разгульную жизнь, докатился до тюрьмы должников, полной нищеты и смерти в больнице для сумасшедших. Вот лишь три картины, но сюжет уже ясен:

mot hogart1

Том Рэйквелл получил наследство…

mot hogart2

Вот он его проматывает…

mot hogart3

И конец неудавшейся жизни

Цели и стремления зрелого художника

В своих зрелых произведениях Хогарт перестает быть просто моралистом. Избираемые им темы становятся все более значительными, его сатира – все более острой. В таких гравюрах, как «Улица пива», «Переулок джина»:

hogart115

Улица пива

hogart16

Переулок джина (Водочный переулок)

В четырех картинах серии «Парламентские выборы» уже не отдельные пороки отдельного человека, а мораль верхушки общества и правящих кругов, положение в армии, нищенское существование городских низов становятся предметом его «исследований».

hogart17

Парламентские выборы: триумф избранных в парламент (свиньи уже говорят о многом)

Немногочисленные, изображающие только близких или чем-то заинтересовавших художника людей, они привлекают удивительной теплотой и сердечностью. В лучшем произведении позднего периода «Продавщица креветок», поражающем красотой и огромной свободой живописного решения, изображена цветущая юная продавщица морской снеди, девушка из народа.

hogart18

Продавщица креветок

Это яркое свидетельство того, что искусство Хогарта не только выносит приговор порокам людей современного общества, но и утверждает красоту и достоинство человеческой личности.

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

© 2017 Музей дома · Копирование материалов сайта без разрешения запрещено
Дизайн и поддержка: GoodwinPress.ru