Открыть меню

Бытовая и портретная живопись Фландрии (Фламандии) начала XVII века: традиции Брейгелевской школы

Galileo.sustermans

Портрет Галилео  Галилея Художник Ю. Сустерманс

Во время Нидерландской революции страна была разделена на две части, отличающиеся по своему социальному и политическому устройству, что привело, помимо всего прочего, и к формированию в них двух разных национальных школ искусства. В Южных, так называемых Испанских, Нидерландах – Фландрии (Фламандии) после подписания сепаратного мира с Испанией возобновление феодального строя способствовало длительному сохранению традиционных форм искусства.

Тяга к традиции определила все развитие живописи XVII века и чувствовалась в творчестве отдельных мастеров даже тогда, когда уже в искусстве Фландрии победили новаторские тенденции Рубенса и его сподвижников.

Себастьян Вранкс

Vrancx wan deyk

Портрет С. Вранкса Художник Ван Дейк

Большим спросом пользовались картины тех художников, которые опирались на традиции Брейгелевской школы. Один из ярких примеров этого течения фламандской живописи – картина Себастьяна Вранкса «Нападение разбойников в лесу».

Композиция картины в точности повторяет большой рисунок Вранкса, который ныне хранится в собрании Виндзорского Замка. Вранкс, который сам был капитаном бюргерской стражи, хорошо разбирался в реалиях военной среды и посвятил ее изображению большинство своих полотен. Отсюда та живая непринужденность в расположении пеших воинов и конников в лесу, которую можно наблюдать в данной картине.

Явно видно влияние на фигурную часть произведения Брейгелевской школы, а что касается узорного рисунка стволов деревьев и темно-коричневой листвы на фоне светло-розоватого неба, то тут налицо переработка мотива, характерного для пейзажной живописи конца XVI столетия.

wranks napadenie w lesu

Нападение разбойников в лесу

Те же черты кисти живописца видим и в других его картинах:

wranks napadenie na obos

Нападение на обоз

vranks uborka hleba

Уборка хлеба

Слегка архаичные живописные приёмы использованы здесь для усиления декоративного эффекта, который так высоко ценился во Фландрии.

Мартен Пепейн

marten pepeyn van deyk1

Портрет М. Пепейна Художник Ван Дейк

 

С традицией XVI столетия, однако на другой манер, – на этот раз романтичной – связана интересная жанровая картина Мартена Пепейна «Трио».

Сам мотив – развлечения группы богато одетых кавалеров и дам – является типичным для художников-романистов Фландрии той поры. Характерной для этой аристократической разновидности фламандской бытовой живописи являются и некоторая искусственная манерность жестов и поз, наблюдаемая в картине, и жестковатая переливчатость красок, кое-где сильно высветленных.

marten pepeyn trio1

Трио

Однако, несмотря на всю свою условность, картина эта имеет уже и элемент новой, живой заинтересованности эмоциональной жизнью человека. Возможно, это небольшое произведение принадлежит любимой во Фландрии серии «Пяти чувств» и символизирует чувство слуха. Интересны с этой точки зрения и другие картины художника

swadebnii bal pepeyn

Свадебный бал

Юстус Сустерманс

Sustermans_by_van_dyck

Портрет Ю. Сустерманса Художник Ван Дейк

 

Отзвук позднего романтизма чувствуется и в аристократично замкнутом, статичном по своим внутренним характеристикам «Портрете дамы с жемчугами» Юстуса Сустерманса.

Четкая конструкция форм и их объемно-пластичное моделирование объединяются тут с присущей нидерландским мастерам материальностью и конкретностью деталей.

Позже Сустерманс перебрался во Флоренцию, но остался верен традициям антверпенской художественной школы, испытав при этом большое влияние венецианской традиции.

dama s shemchugami

Дама с жемчугами

Вдалеке от родины Сустерманс стал первым портретистом Италии и сменил имя на итальянизированную форму – Джусто. Всемирную известность принесла мастеру серия портретов семьи Медичи:

Обсуждение: 3 коммент.
  1. Кир пишет:

    Вранкс, Пепейн… надо же! никогда не знал этих художников. Полезный сайт у вас, и картины их тоже правильно что есть, правда, маленькие они, покрупней бы

    Ответить
  2. Robert пишет:

    Спасибо за информацию. Про Брейгеля было интересно узнать некоторые факты, картины-то знакомы давно.

    Ответить
    1. гид пишет:

      Приятно, Роберт, что Вы открыли нечто новое для себя в личности художника. Значит, мы работаем не зря.

      Ответить

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

© 2018 Музей дома · Копирование материалов сайта без разрешения запрещено
Дизайн и поддержка: GoodwinPress.ru